Министерство образования и науки Украины

Севастопольский национальный технический университет

Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Финансы и кредит

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «ПОЛИТЭКОНОМИЯ»

на тему: «Экономические потребности и их взаимосвязь с производством»

Выполнил:

Студент группы

Проверил: к.э.н., доц.

Филинков А.М.

Севастополь

2010

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

1. Экономические потребности общества, их сущность и структура…..4

2. Закон возвышения потребностей и механизм его действия…………...8

3. Производство как определяющий фактор формирования потребностей и их развитие……………………………………………………………….10

4. Потребности и потребление……………………………………………..14

Заключение…………………………………………………………………...16

Список используемой литературы…………………………………………18

Введение
Существенным фактором человеческой жизни и деятельности является зависимость от материальных благ. Одни материальные блага (воздух, вода, солнечный свет) находятся в таком количестве и в такой форме, что пользование ими доступно человеку всюду и всегда. Удовлетворение потребностей в таких благах не требует приложения больших усилий. Это свободные или бесплатные блага, не порождающие экономических проблем для хозяйствующих субъектов. Другие материальные блага (разного рода «редкости») имеются в ограниченном количестве. Чтобы удовлетворить потребности в них, необходимы усилия производителей, связанные с их добычей и приспособлением к потребностям людей. Эти блага называются экономическими. Другими словами экономические потребности – та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Отсюда можно сделать вывод, что любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей. Любой человек, будь то знаменитость, ученый, певец, музыкант, политик, президент, прежде всего, зависит от своего природного начала, а значит, касается экономической жизни общества, и не может создавать, творить, руководить, не касаясь экономической сферы. Потребности человека можно определить как состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремиться преодолеть. Именно это состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные усилия, т. е. осуществлять производственную деятельность.

1.
Экономические потребности общества, их сущность и структура.

Потребности – это выражение надобности в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности развития личности и общества в целом. Именно потребности побуждают людей к производству, к экономической деятельности. Потребности формируются под влиянием многочисленных факторов: биологическая природа человека, его духовный мир, социально-экономические условия его жизни, научно-технический прогресс, природно-климатическая среда и т.д.

Существует множество вариантов группировки, классификации потребностей. Можно выделять потребности:

- первичные (потребность в средствах существования, которые не могут быть ничем заменены, – питание, одежда, жилье) и вторичные (потребности выбора – автомобили, развлечения, путешествия);

- материальные (в пище) и духовные (в чтении книг);

- личные (образование) и общественные (обороноспособность страны, охрана окружающей среды).

При характеристике потребностей и отнесении их к той или иной группе надо иметь в виду условный (относительный) характер той или иной группировки. Границы между видами потребностей довольно зыбки. Например, в высокоразвитых странах потребность в умении читать, писать относится к первичным потребностям, а в отсталых странах – к потребностям вторичным.

Широко известна классификация потребностей, разработанная американским ученым А. Маслоу. В предложенной им системе все потребности представлены в виде пирамиды, в основании которой – физиологические потребности. Над ними возвышаются духовные потребности человека (рис. 1.1).

Экономические потребности и их взаимосвязь с производством

Рис. 1.1. Пирамида потребностей А. Маслоу

Согласно А. Маслоу первые две нижние группы потребностей – это потребности низшего порядка, и пока они не удовлетворены, потребности высшего порядка неактуальны (три верхние группы потребностей).

По мере развития общества потребности людей постоянно расширяются и усложняются, при этом возрастает доля духовных, интеллектуальных потребностей. Это создает постоянный стимул к производительному труду.

Потребности людей удовлетворяются с помощью благ.

Благо – это все, что обладает полезностью для человека и удовлетворяет его потребности. Блага могут иметь вещную форму (материальный объект) или выступать в виде услуги. Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности. Услуги не могут накапливаться, так как процессы их создания и потребления совпадают.

Все блага, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности, подразделяются на безграничные – даровые блага природы и ограниченные (экономические), большая часть которых создается в процессе производства.

Экономические блага ограничены – это означает, что:

– их недостаточно для удовлетворения всех потребностей людей;

– объем благ может быть увеличен лишь путем затрат факторов производства;

– блага приходится тем или иным образом распределять.

Экономические блага подразделяются на две большие группы:

- потребительские блага, непосредственно удовлетворяющие потребности людей (пища, одежда, жилье и т.п.);

- средства производства – блага производственного характера, удовлетворяющие потребности людей опосредованно (станки, машины, оборудование, полезные ископаемые).

Так же блага можно подразделить на долговременные, предполагающие многократное использование, и краткосрочные, предназначенные для одноразового применения.

Многие экономические блага связаны между собой: они могут либо замещать друг друга, либо дополнять друг друга. В связи с этим различают:

- взаимозаменяемые блага (блага-субституты) – блага, обладающие способностью удовлетворять потребности за счет друг друга (нефть – газ, маргарин – масло, дерево – кирпич и т.п.). При этом взаимозаменяемость может быть полной (абсолютной), когда одно благо может полностью заменить другое (шариковая – капиллярная ручка; конфеты – сахар – варенье и т.п.), и относительной, когда блага в большей или меньшей степени могут быть приравнены друг к другу (натуральные и искусственные ткани, розы и гвоздики, бензин или мазут);

- взаимодополняющие (комплиментарные) блага – блага, удовлетворяющие потребности людей лишь в комплексе друг с другом (магнитофон и кассета, фотоаппарат и пленка, автомобиль и бензин и т.п.). Взаимодополняемость может быть жесткой (абсолютной) и относительной. В первом случае одному благу должно соответствовать определенное количество другого блага (магнитофон – кассета), во втором – такая жесткая определенность отсутствует (кофе и сахар, рубашка и галстук).

Понимание взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ имеет большое значение для анализа поведения хозяйствующих субъектов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

2.
Закон возвышения потребностей и механизм его действия.

Экономические потребности общества безграничны и это порождает действие закона возвышения потребностей, так как потребности людей являются продуктом развития общества и зависит от уровня развития экономики, культуры, науки.Закон возвышения потребностей – экономический закон движения потребностей. Он выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования потребностей человека по мере общественного развития. Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности. Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений. Смена формы собственности и рождение нового способа общественного производства всегда служат стимулом и условием для более полного проявлениязакона возвышения потребностей, усиления интенсивности и расширения сферы его действия. Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно-экономической формации.Данный закон внешне проявляется в следующих формах:1. Рост личных потребностей, которые удовлетворяются предметами и услугами личного потребления (удовлетворяются лично, в семье или в коллективной форме). 2. Рост производственных потребностей членов общества в средствах производства, что особенно характерно для этапа научно-технической революции. Основные направления, по которым развиваются личные потребности обусловленные действием этого закона, следующие: рост общего их объема; усложнение, объединение в крупные комплексы; качественные изменения в структуре, выражающиеся в ускоренном росте прогрессивных потребностей на базе полного удовлетворения самых необходимых и настоятельных потребностей, ускоренный рост потребностей в новых высококачественных товарах и услугах;равномерность возрастания потребностей всех социальных слоев и связанное с этим сглаживание социально-экономических различий в уровне и структуре личных потребностей; приближение личных потребностей к разумным, научно обоснованным ориентирам потребления.В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг.

3.
Производство как определяющий фактор формирования потребностей и их развитие.

Большинство экономических благ создается в процессе производства. Производство – это процесс создания экономического блага и сопутствующее ему преобразование ресурсов. (Ресурсы – это все то, что затрачивается на производство товаров и услуг.)

Все производство принято делить на две сферы:

- сферу материального производства, включающую производство благ в материально-вещественной форме (уголь, обувь, станки, ткани и т.п.) и оказание услуг материального характера (транспорт, почта, химчистка, прачечная и т.п.);

- непроизводственную сферу, включающую духовную, интеллектуальную деятельность, результатом которой являются нематериальные блага (научные открытия, изобретения, книги, картины), и оказание услуг нематериального характера (просвещение, здравоохранение, культура и т.п.).

Блага, создаваемые в производстве, служат средством удовлетворения

потребностей. Таким образом, конечной целью всякого производства являются потребности людей. Сам процесс удовлетворения потребностей – это потребление.

Для того чтобы произвести какие-либо блага, необходимы ресурсы.

Ресурсы, участвующие в производстве товаров и услуг, называются факторами производства. Основные факторы производства – это труд, земля, капитал и предпринимательская деятельность.

Труд (L) – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей. Это затраты физической и умственной энергии, позволяющие создавать полезные для общества товары и услуги.

Земля (T) – все природные ресурсы, которые используются в производстве. Когда о земле говорят как о факторе производства, то имеют в виду пахотные и другие земли, леса, полезные ископаемые, воду и т.п.

Капитал (C) – товары длительного пользования, используемые для производства других товаров. К капиталу относят: здания, сооружения, станки, оборудование и другие средства производства. Капитал позволяет увеличить отдачу земли и труда в производственном процессе.

Предпринимательская деятельность (E) – целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли. Функции предпринимателя в производстве состоят в:

- соединении факторов производства в одном производственном процессе;

- нахождении наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов;

- принятии на себя риска (предприниматель рискует своим капиталом, деньгами, авторитетом и т.п.).

Все факторы производства можно рассматривать как:

- вещественные, или имущественные (земля и капитал);

- личные (труд и предпринимательская деятельность).

Личные факторы производства воплощают в себе как врожденные способности людей, так и приобретенные ими в процессе обучения и практической деятельности знания, умения, навыки. Эти интеллектуальные способности и практические навыки людей, увеличивающие их производственные возможности, образуют человеческий капитал. Вложения в человеческий капитал (образование, переподготовку, повышение квалификации кадров) приобретают особое значение в современном мире. Отдача от вложений в человеческий капитал превышает отдачу от вложений в вещественные факторы производства, поэтому темпы роста вложений в личные факторы производства сегодня превышают темпы роста вложений в вещественные факторы производства.

Сразу необходимо обратить внимание на то, что деньги не являются фактором производства. Из денег нельзя ничего сделать, но они являются необходимым условием приобретения факторов производства. Денежные средства используются для покупки факторов производства у их владельцев, и тем самым обеспечивается реальная возможность соединить ресурсы в едином производственном процессе.

Проблема производства состоит в том, что человеческие потребности практически не ограничены, тогда как в любом обществе имеется ограниченное количество ресурсов.

Ограниченность ресурсов – объективный факт, диктующий необходимость соответствующего хозяйственного поведения людей. В каждый момент жестко фиксировано количество трудовых, природных, капитально-технических ресурсов, которые могут принимать участие в производстве. Ограниченность всех экономических ресурсов остается и даже возрастает по мере развития общества. Это обусловлено не только истощением природных ресурсов, но и тем, что потребности постоянно возрастают, давая импульс производству новых товаров и услуг, требующих новых ресурсов.

Следствием ограниченности ресурсов становится:

- необходимость решать вопрос о предпочтительности того или иного направления применения ресурсов;

- появление конкуренции, соперничества, состязательности за доступ к более эффективным ресурсам;

- необходимость эффективного и по возможности полного использования ресурсов общества;

- возможность возникновения уравнительного распределения ресурсов (рационирование).

Стадии развития потребностей – этапы, которые проходят потребности, в процессе развития. Выделяют четыре стадии: зарождение потребности, её интенсивное развитие, стабилизация и угасание.

Понятие стадий наиболее применимо к потребностям в конкретных товарах. Потребность в каждом новом изделии проходит все эти стадии. Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основному лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия. Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать. Это соответствует стадии интенсивного развития потребности. Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей. Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться. Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.

Производство влияет на потребности по следующим направлениям:

1.Создает блага и тем самым содействует удовлетворению потребностей.

2. Ускорение научно-технического прогресса порождает новые потребности.

3.Производство изменяет способы применения полезных свойств вещей.

Экономические потребности оказывают обратное воздействие на производство:

1.Потребности – предпосылка, побудительная причина и конкретный ориентир производства.

2.Экономические потребности часто обгоняют производство и тем самым способствуют развитию производства.

4.Потребности и потребление

Потребление — это использование продукта в процессе удовлетворения экономических потребностей. Оно представляет собой конечную цель любого производства, результат воспроизводственного процесса в целом.

Потребление находится в диалектической зависимости с производством: как производство обусловливает потребление, так и потребление обусловливает производство. Во-первых, только в потреблении выявляется реальная пригодность продукта труда для удовлетворения человеческих потребностей; во-вторых, потребление создает потребность в новом производстве, а значит, служит идеальным внутренним стимулом производства.

Потребление формируется как результат распределения созданных в обществе материальных и духовных благ. Условия, формы и характер распределения — неотъемлемые компоненты благосостояния людей.

Непроизводственное потребление (а именно оно составляет самостоятельную стадию воспроизводственного процесса) может быть индивидуальным, или личным, и потреблением, в ходе которого удовлетворяются общественные потребности. Под индивидуальным потреблением подразумевают удовлетворение потребностей людей в пище, одежде, жилище, образовании, отдыхе, сохранении здоровья и т.д. Оно базируется на собственности отдельных семей или индивидов и обусловлено уровнем их доходов. Потребление в таких сферах человеческой деятельности, как наука, оборона, управление (т.е. потребление зданий и сооружений, инвентаря, канцелярских принадлежностей и пр.), означает удовлетворение общественных потребностей.

Потребление обеспечивает восстановление и развитие физических и индивидуальных способностей человека и именно поэтому во многом предопределяет условия общественного воспроизводства. Для анализа потребления используют целый комплекс показателей, отражающих различные стороны функционирования людей в сфере потребления и разные уровни формирования благосостояния населения. В отечественной науке весьма широко применяется показатель «уровень жизни», что означает обеспеченность граждан необходимыми материальными и духовными благами и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах. В мировой практике популярен индекс качества жизни, при расчете которого принимают во внимание состояние здравоохранения и образования в стране, продолжительность жизни, уровень занятости населения, покупательную способность и доступ к политической жизни.

Особенности потребления зависят от общего состояния экономики страны, политики государства (от централизованного определения перечня бесплатных услуг населению, требований, предъявляемых к их качеству, и т.д.) и от индивидуальных предпочтений потребителей, определяющих их поведение. В этой связи макроэкономическое изучение потребления должно органически сочетаться с микроэкономическим, что позволяет объективно оценивать благосостояние как населения в целом, так и отдельных социальных групп и регионов.

Потребление как экономическая категория самым непосредственным образом связано с морально-этическими нормами и принципами жизни человеческого общества. Чрезвычайно важными и весьма спорными являются вопросы о соотношении и зависимости потребления материальных благ и духовного развития личности, о «потребительстве» как самоцели жизнедеятельности людей и пр. Переоценка роли потребления в модели «потребительского социализма» времен И. Тито привела Югославию к разрушительному кризису, ибо страна «проедала» средства, необходимые не только для расширенного, но и для простого воспроизводства. С другой стороны, недооценка потребления может вызвать мощные социальные протесты. В этой связи особый интерес представляет «социальное рыночное хозяйство» Германии, которое, так же как и социально-экономическое устройство Швеции, служит эталоном стабильного, развитого общества.

Являясь завершающей фазой процесса воспроизводства, потребление одновременно служит предпосылкой для формирования нового воспроизводственного цикла. В зависимости от того, кто, что и сколько потребил, зависят трудовая мотивация, активность и рациональность экономического поведения хозяйствующих в обществе субъектов.

Заключение

Существенность системы потребностей в том, что человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. Этот, казалось бы, простой тезис приобретают серьезную окраску, если проанализировать современное время и историю. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма. Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг. Любая личная потребность имеет общественный характер, поэтому личные потребности по-другому называются потребности населения. Существуют множество методов и факторов формирования потребностей. Деловым людям, начинающим деятельность, направленную на работу с обществом, необходимо подробно изучить объективные факторы формирования потребностей этого общества, иначе они могут стать жертвами своих же недочетов. Человек отличается от животного тем, что он обдуманно производит, а не собирает. В процессе социализации человека обществом в него закладываются способы производства, и формируются его высшие потребности. Диалектическая взаимосвязь деятельности и потребностей общества - коренной источник, как их обоюдного развития, так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона. Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется таким важнейшим законом, как законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества, требующим подчинения всей совокупной деятельности общества удовлетворению его общественно необходимых, объективно назревших, действительных потребностей общества, возникших в ходе деятельностного бытия общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества – это удовлетворение его потребностей. Потребности общества генетически и исторически – первопричина человеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой деятельности. Деятельность это способ существования общества. Так же как и движение это способ существования материи например. Каждый из нас подчиняется закону потребностей сам и не понимая этого, потому что наши потребности строят настоящее и будущее. Потребности создали и историю. Это звучит слишком резко, но это истина. Чтобы понять это достаточно задуматься о причинах своих действий, я уже не говорю о первичных потребностях, я имею ввиду высшие потребности, потому что богатый предприниматель оказывается может жить и на миллионную долю своих доходов. Но нет же, он зарабатывает все большие суммы денег. Это та же деятельность, первопричиной которой являются потребности, которые в данном случае вступают на еще более высокий уровень – азарт, гонка, как в спорте.Создается впечатление, что абсолютно все зависит от нашихпотребностей. Это так. Человек эволюционировал и стал «хозяином мира»благодаря своим потребностям.

Список используемой литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник – М.:Юрайт-Издат, 2005. – 399с.

2. Ефимова Е.Г. Экономика: Учебное пособие – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.

3. Основы экономики: Учебн. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / В. Д. Камаев – М.: Владос : ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2004. – 160 с.

4. Филинков А. М. Политэкономия: курс лекций – Севастополь, СевНТУ, 2009. – 119 с.

5. Экономика: учебник. Под ред. А.С.Булатова – М.: Экономист, 2005. – 896 с.

6. Экономическая теория. Под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Т.В. – М.:Экзамен,2005. – 592 с.