«Развитие творческих способностей

и логического мышления на уроках оригами»

Доклад.

План.

1. История возникновения и развития оригами как искусства.

2. Почему оригами нравится детям.

3. Навыки и способности, которые развивает оригами.

4. Методические рекомендации преподавания оригами.

I. История возникновения и развития оригами как искусства.

История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Археологи утверждают, что в 3 – 4 в. до н. э. уже находят материалы, которые можно рассматривать как бумагу. Секрет изготовления этого удивительного материала китайцы могли перенять от туркменов. В восточном Туркестане мастера умели изготавливать войлок, распуская небольшие кусочки шерсти в воде. Их затем отлавливали ситом отбрасывали на специальный пресс, отжимали и сушили. Китайцы заменили шерсть растительными волокнами – толчёными кусочками коры тутового дерева, размоченными стеблями бамбука и получили и получили совершенно новый материал – бумагу. Официальной датой «появления» бумаги в Китае считается 105 год н. э. , когда чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о существовании такой технологии. Китайцы ревностно хранили секрет изготовления бумаги. Технологию её производства запрещено было вывозить за границу. Но в 610 году странствующий буддийский монах Дан Хо, добираясь до Японии выдаёт секрет бумагоделанья выдаёт японцам.

Первоначально бумагу получали из коконов шелкопряда. Вскоре дорогое сырьё заменили более дешёвым – бамбуком, коноплёй, древесной корой, тряпьём. Через 100 лет японская бумага становится по качеству лучше китайской, выдерживая несколько тысяч сгибов не разрываясь, что немаловажно для оригами; появляется много мелких мастерских по производству бумаги.

Несмотря на то, что бумагу изобрели в Китае, именно Япония стала родиной искусства складывания бумаги в период Хэйан (794 – 1185 г.г.). Вначале оно было культовое, храмовое. Может, в этом немаловажную роль сыграло сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» – «Ками» . Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь между религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги – «ори- ками». Один из таких ритуалов состоял из складывания коробочек Санбо,в которых клали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношения в синтоиских храмах. В периоды Камакуры (1185 – 1333 ) и Муромати (1333 – 1573 ) оригами выходит за пределы храмов и достигает императорского двора. Аристократия, придворные монахи должны были обладать определёнными навыками в искусстве складывания. Записки, сложенные в форме бабочки, журавля, цветка и прочего были символом дружбы или доброго пожелания для любимого человека. Умение складывать стало одним из признаков хорошего образования и изысканных манер.

Однако было бы несправедливо утверждать, что Европа до этого времени не была знакома со складыванием. Испания может похвастаться своим собственным, независимым открытием некоторых фигурок, например, птички-пахариты.

Стоит вспомнить и Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать складывания из бумаги как дидактический метод для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.

Настоящее революционное развитие оригами началось только после Второй Мировой войны, главным образом, благодаря усилиям всемирно признанного теперь мастера Акиры Йошизавы. Он не только доказал, что искусство оригами может быть авторским, но способствовал его широчайшему распространению. С помощью изобретённых им несложных условных знаков процесс складывания любого изделия оказалось возможным представить в виде серии рисунков – чертежей или схем. Появление этих схем было равносильно появлению нотных знаков в европейской музыке. «Навыки игры» удавалось фиксировать и передавать другим людям. К мастеру пришла известность и заслуженная слава.

Важная особенность оригами – практически неограниченные комбинаторные возможности, кроющиеся в обычном листе бумаги. Теория изобретательства (ТРИЗ) утверждает, что идеальный конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создаётся бесконечное разнообразие форм. Оказывается такой конструктор существует. Это оригами, где из одной детали складываются тысячи разных фигурок. Искусство оригами открывается всему миру. Его подхватывают и парижские модельеры, и американские дизайнеры, и шестилетние дети. Каждый находит в оригами что-то своё. Это занятие радует душу и позволяет человеку хотя бы ненадолго оторваться от груза повседневных проблем и очутиться вместе с квадратиком бумаги в руках в замечательной стране Творчества.

II. Почему оригами нравится детям.

- Оригами похоже на фокус – из обычного листа бумаги за несколько минут рождается чудесная фигурка.

- Для занятий нужна бумага, немного терпения и знания.

- С помощью оригами создаётся быстро целый мир, в который можно играть.

- Занятия оригами совершенно безопасны для самых маленьких детей

- Оригами – коллективное творчество, где вместе можно создавать целые композиции на разные темы.

- Для занятий оригами нет возрастных пределов.

- Помогает быстро оформить комнату или класс.

- Можно быстро сделать удивительный, оригинальный подарок.

III. Навыки и способности, которые развивает оригами.

1. Развивает способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев под контролем сознания.

2. Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объёме.

3. Знакомит с основными геометрическими понятиями.

4. Улучшает способность следовать устным инструкциям.

5. Развивает уверенность в своих силах и способностях.

6. Помогает развитию чертёжных навыков.

7. Стимулирует развитие памяти.

8. Учит концентрации внимания. Складывать и заниматься чем-то посторонним невозможно.

9. Развивает творческие способности. Многие ребята изобретают свои фигурки.

10. Стимулирует создание игровых ситуаций. На уроках оригами играют часто и весело.

11. Расширяет коммуникативные способности.

IV. Методические рекомендации преподавания оригами в начальных классах.

¨Работая с первоклассниками, целесообразно демонстрировать только сам процесс складывания. Немногие в этом возрасте могут работать со схемами.

¨С ребятами постарше можно работать со схемами в учебнике или на доске.

¨Демонстрировать складывание нужно на большом квадрате, с двусторонней окраской, он должен быть хорошо виден из любой точки класса.

¨Постепенно приучать детей к условным знакам и схемам, доводя знания некоторых приёмов до автоматизма. Вырабатывать умение самостоятельно «читать» схемы, выполняя изделие.

¨Работая коллективно, демонстрировать следующий этап после того как все справятся с предыдущим шагом. Проверять свои «шаги».

¨Чертя схемы изделия можно использовать цветные мелки. Белый цвет означает контуры фигурки и намеченные линии, два других цвета – линии «горы» и «долины». Стараться запомнить терминологию оригами.

¨Начиная работу, можно придумать ритуал приветствия.

Используемая литература.

Афонькин С. Ю. Афонькина Е. Ю. «Уроки оригами в школе и дома». М.,изд-во «Аким» 1997, 207с.